Со ВГИКом связана, пусть и не очень долгая (всего почти 4 года), но очень значимая глава моей жизни.
Попал туда я случайно. По окончании РГЭУ в 2003-м году передо мной встал вопрос: хочу ли я посвятить свою научную карьеру экономике и социологии труда, или я хочу выбрать более творческий путь.
На семейном совете вспомнилось, что дальний родственник работал во ВГИКе, в связи с чем было решено позвонить ему и поинтересоваться, есть ли у них что-нибудь интересное.
Дело в том, что несмотря на то, что ВГИК часто считают актерским вузом, в этом учебном заведении огромное количество специальностей. При этом кинобизнес является одним из самых прибыльных, достаточно вспомнить фильм "Аватар", который собрал более 1 миллиарда долларов в прокате, и он уже такой не один. Более того, компьютерная анимация - это один из очень мощных драйверов развития суперкомпьютерной техники. Например, для отрисовки фильма "Шрек" был построен датацентр, а Стив Джобс, когда его выгнали из Apple, ушел в компанию Pixar, которая славится своим пионерством в области компьютерной графики.
ВГИК включал в себя 6 факультетов: актерский, режиссерский, сценарно-киноведческий, художественный, продюсерства и экономики и, наконец, анимации и компьютерной графики, а также один мета-факультет: дополнительного профессионального образования, таки или иначе охватывающий второе высшее по специальностям ВГИКа. Аспирантура факультета продюсерства экономики как раз обучала по специальности 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством" - той же самой, что была у меня в РГЭУ.
В то время я очень интересовался темой интернет-маркетинга и у меня появилась идея, что интернет можно очень эффективно использовать для продвижения кинофильмов (напомню, что это был 2003-й год - смартфонов тогда еще не было, доступ в интернет был менее чем у 10% россиян, из которых почти половина попадали в сеть с работы, а ADSL только-только появлялся). Скачивать фильмы в то время было очень дорогим удовольствием, да и общее количество пользователей интернета в России было достаточно мало, чтобы серьезно относиться.
Так и подумал рецензент моего вступительного реферата, написав отрицательное заключение. Я был глубоко возмущен недальновидностью рецензента, и уже было отказался от идеи поступать во ВГИК, но мой реферат попал к проректору по научной работе Николаевой-Чинаровой Алевтине Петровне и очень ее заинтересовал. Она рассказала о реферате ректору, и руководством вуза было принято решение о зачислении меня в аспирантуру переводом (к тому времени я уже успел поступить в аспирантуру РИНХа).
В феврале 2004-го года, собрав два чемодана с одеждой и книгами, я на поезде отправился в Москву.
Отдел информационных технологий
Благодаря моему ИТ-образованию мне сразу же предложили возглавить отдел информационных технологий. Проблема заключалась в том, что отдела, как такового, еще не существовало. Все ИТ-шные вопросы решала служба главного инженера, привлекая компанию-подрядчика.
И даже несмотря на то, что фирмой было составлено некое ТЗ, ИТ-инфраструктура находилась в плачевном состоянии. Все компьютеры в сети назывались WS1-WS36, сама сеть представляла собой абы как проброшенные провода, соединенные промежуточными бытовыми свитчами. Один из таких свитчей, в международном отделе, был подключен к розетке, в которую включался и чайник. Из-за этого ровно в 9 утра каждое утро я получал звонок из деканата факультета дополнительного профессионального образования о том, что у них не работает интернет. Короткое расследование показало, что проблема была как раз в чайнике - как только он включался, сразу же подвисал и бытовой свитч.
Серверная представляла собой отделенную стеной часть гардероба, где вдоль стены длиной метров 10 были установлены столы с метровой кучей хлама. Где-то посередине стоял корпус без крышки, внтури которого была пепельница, с сам компьютер был прокси-сервером для доступа в Интернет. Разумеется, он регулярно подвисал, оставляя весь институт без интернета. А в дальнем углу, под грудой мусора, лежал компьютер в горизонтальном корпусе, на котором была установлена Unix-like система, единственной целью которой была раздача DHCP-адресов. При этом пароль никто не знал, так что как только компьютеры начинали получать адреса в частном диапазоне, этой машине устраивали хард-ресет, после чего все начинало работать. Кроме того, где-то в этой куче стоял вертикальный серверный корпус с начинкой под сервер 1С-бухгалтерии, который тоже работал крайне нестабильно и медленно, и при поломках собирался консилиум.
Первым делом я организовал выделение нового помещения для отдела в бывшей душевой на цокольном этаже. Это помещение было удобно расположено с основной лестнице, рядом с "ректорским" выходом из здания и переходной галереей на учебную киностудию. Там сделали хороший ремонт, поставили большие стеллажи для хранения техники, организовали нормальные рабочие места и даже стенд для проверки периферии.
Затем из серверной вынесли весь хлам, закупили 42-юнитовый шкаф и новые сервера, попутно переделав сервер 1С из вертикального в горизонтальный для установки в стойку.
Я настроил домен Active Directory, развернул полноценную сетевую инфраструктуру Microsoft, включая ISA, Exchange Server, WSUS и т.п., выделенные сетевые папки, перемещаемые профили, и т.д. Операционная система ставилась через сетевой загрузчик по сети. Аналогично было и с прикладным софтом - Microsoft Office, Касперский - все ставилось автоматом групповыми политиками.
Параллельно мы провели переговоры с фирмой НТ-компьютер, и они с радостью предоставили нам скидку "Крупный опт", что позволило закупать технику по оптовым ценам. И даже когда вступил в действие закон 94-ФЗ, предлагаемые нам цены были ниже тех, которые присылали в заявках. Благодаря этому удалось существенно обновить парк компьютерной техники, совокупно доведя его до 350 единиц, подключенных в единую сеть. При этом я постарался максимально унифицировать как компьютеры и их комплектующие, так и оргтехнику. Таким образом, мы осуществляли разовые закупки со скидками (проводя разовые котировки или конкурсы, где суммы превышали лимиты), и могли обслуживать все компьютеры, имея минимальный запас комплектующих и катриджей.
Осенью того же года я сделал сайт института www.vgik.info и почту на этом домене. Домен приобретал тоже я, поскольку домен vgik.ru был занят одним из бывших студентов ВГИКа и он предлагал невыполнимые условия по его получению. Обсудив ситуацию, мы решили выбрать домен в этой относительно новой зоне - и ВГИК до сих пор использует его, что подтверждает правильность выбора.
Планово-финансовое управление
Я не очень люблю писать об этом в своем резюме, поскольку финансы не входят ни в мое образование, ни в мои интересы. Однако в институте сложилась трудная ситуация с автоматизацией бухгалтерского и финансового учета. Летом 2004-го года, когда пришло время выплачивать премии, выяснилось, что на счету института - ноль. При этом начальница ПФУ уверяла ректора в том, что денег достаточно и для выплаты, и еще останется. После проведенного расследования выяснилось, что она вела записи расходов в своей тетрадке, полностью игнорируя 1С, а сотрудники не хотели сталкиваться с ее непростым характером, в связи с чем ходили со всеми приобретениями напрямую к проректору по финансовой работе. Это и привело к такому существенному расхождению в информации о расходах. Разумеется, в бухгалтерии данные были точными - и это подтверждали выписки из казначаейства, а для выплат премии проректору по финансам (косвенно ведь в ситуации была и его вина) пришлось пойти с протянутой рукой по арендаторам и попросить оплатить аренду до конца года. Арендаторы (среди которых, к слову, был головной офис компании "Спортмастер") не остались в стороне и просьбу выполнили, все премии были выплачены, и ситуация исправлена.
По этой ли причине, либо потому, что автоматизация ПФУ выходила на новый уровень, зимой 2004/2005 года начальница ПФУ перешла работать на учебную киностудию и вакансия начальника ПФУ освободилась. Наличие сотрудника на этой должности для меня было очень важным - ведь мне нужно было продолжать переоборудование института, а как раз было время уточнения бюджетов. И уж точно я никак не ожидал, что в 21 час вечера, когда я покупал рыбу в магазине "Океан" на Соколе, мне позвонит проректор и попросит побыть и.о. начальника ПФУ пару месяцев, пока они не найдут замену. На мои аргументы, что мне нужно заниматься диссертацией, да и в ИТ-отделе огромное количество работы, мне было сказано: "да не переживай, у нас уже есть люди, всего два месяца и все". Именно тогда я полностью осознал смысл поговорки: "Нет ничего более постоянного, чем временно". На должности и.о. начальника ПФУ (не оставляя и должности начальника ИТ-отдела) я проработал до ноября 2007 года, т.е. все оставшееся время во ВГИКе.
В ПФУ на начальном этапе предстояла трудная работа. Нужно было подчистить 1С с точки зрения недостоверности информации. Если бухучет велся корректно, штатное расписание - кое как, то все сметы, метаинформация - были в плачевном состоянии. Кроме того, подходило время внедрения расширенного штатного расписания со всеми процессами утверждения, зарплаты, кадров и студентов. Но главное - я попал на эту должность в момент, когда нужно было уточнить бюджет и подать его в федеральное агентство по культуре и кинематографии на утверждение. К бывшей начальнице я не обращался, поскольку разбираться в ее тетрадочках и записях мне совершенно не хотелось.
Мне очень помогла моя случайная специализация по диплому в бухучете и аудите (прошло менее 2 лет с момента выпуска - все знания еще были актуальными). Поэтому я и провел полный аудит по всем правилам, систематизировал информацию, поработал со всеми подразделениям и повторно собрал все заявки. Затем написал приложение в MS Access, которое позволило не только структурировать информацию в электронном виде, но и автоматически подготовить все необходимые отчеты и сформировать пакет для подачи заявки в агентство.