Мое обучение в РИНХе не ограничивалось вполне формальным прилежным учебным процессом. После приключения с поступлением, я не мог ограничиться посещением занятий и сдачей зачетом. Я не выстраивал специальную стратегию, но с самого начала у меня была какая-то тактика и я ее придерживался.
В тексте ниже упоминаются некоторые события, которые согласно текущему законодательству можно (но с очень большой натяжкой) отнести к неправомерным действиям. Однако все это происходило более 20 лет назад, было другое законодательство, все сроки давности давно вышли, и главное - никому не было причинено никакого ущерба, максимум - был преподан хороший урок.
Шаг 1. Заявить о себе
Первый семестр я был прилежным студентом - посещал лекции и семинары, особенно занятия преподавателя экономической теории, профессора, д.э.н. Елецкого Николая Дмитриевича, который разработал и использовал очень сложную систему учета активности.
Как-то раз у нас было назначено тестирование по дисциплине "Делопроизводство", и преподаватель - доцент Димитриева Людмила Леонидовна - проводила его в электронном виде на одной из первых систем тестирования, написанной кем-то на кафедре. За пару часов до зачета я зашел по сети на компьютер кафедры, нашел папку с программой и тестами, и в ней лежал текстовый файл со всеми ответами. "Делопроизводство" - не самый веселый предмет, поэтому знание ответов сильно облегчало тестирование. Когда Людмила Леонидовна зашла в компьютерный класс, вся группа знала ответы и была в предвкушении самого простого зачета на курсе. Но не тут-то было. Один из одногруппников, хлебнув пива в кафе (в те золотые времена кафе с разливным пивом было прямо в холле РГЭУ, где сейчас располагается переход в новый корпус), пафосно заявил преподавателю, что мы знаем все ответы и зачета не боимся. Людмила Леонидовна оказалась очень находчивой и... поставила всей группе незачет.
К пересдаче кафедра подготовилась основательно: они закрыли сетевой диск паролем, причем у них был пропатченный компьютер, который не поддавался простому брутфорсу. Заметив это за 10 минут до зачета и поняв, что влезть туда я не успею (и вообще - это же незаконно! ;)), поэтому я быстренько расшарил дисковод компьютера преподавателя и стал ждать. Людмила Леонидовна пришла в хорошем настроении - ответы вряд ли мы утащили, вопросы она заменила, вставила дискету и... я скопировал ответы раньше, чем она успела открыть Norton Commander. Казалось бы - халявный зачет уже в кармане! Но нет, одногруппник снова продегустировал пиво в кафешке, не сдержал свою радость, и... вся группа получила незачет.
В конце того же занятия мы подошли к преподавателю и сказали: "ну это же неправильно, что на факультете информатизации и управления используется настолько дырявый и ненадежный продукт, давайте мы напишем систему тестирования, которую нельзя будет взломать". Очень быстро (сразу по окончании фразы) "мы" превратились в "я", и я в течение недели написал на Delphi систему тестирования, которая позволяла создавать тесты, защищать их паролем и шифровать данные.
На тот момент я еще не был знаком с криптостойкими алгоритмами, но тоже придумал шифрование, которое простым перебором взломать было невозможно. Безусловно, можно было попытаться восстановить исходник по exe-файлу, понять алгоритм, и затем написать брутфорс, однако критерии расшифровки не укладывались в, например, частотное распределение, в связи с чем задача существенно усложнялась. При этом в этом же институте (только значительно позже) нас учили, что защищенность системы определяется не сложностью алгоритма, а скоростью устаревания данных и их ценностью. Эти тесты (при условии, что удастся утащить файл с экзаменом) не имели критической роли, поэтому тратить огромное время и ресурсы на то, чтобы получить возможность брутфорса, и потом потратить кучу времени на расшифровку, не имело никакого смысла.
К сожалению (а может и к счастью), долго программа не использовалась, потому что РГЭУ развернул (правда в очень ограниченном масштабе) LMS и редкие электронные тесты проводил там.
Шаг 2. Выполнить общественный проект
Зачастую общественные проекты сами находят исполнителя. Но не всегда это происходит очень гладко.
В далеком 1998-м году доступ в Интернет был на вес золота, причем буквально: 1 час в сети мог стоить 15-20 рублей, т.е. 4 часа в день за месяц обходились почти в 2000 р. - зарплату учителя, работающего на полторы ставки.
Весь РГЭУ работал через интернет-канал объемом 64 кб/с (т.е. на все факультеты, кафедры, учебные классы приходился канал примерно в 1000 раз медленее, чем сейчас бывает даже в мобильнике), и поэтому институт был вынужден огранчивать доступ в сеть. Наши студенческие учетки не давали нам доступа в сеть, но в нашей группе учился сын преподавателя с близкой факультету кафедры, и через него нам иногда удавалось добыть учетку, через которую мы тайно выходили в сеть с компьютеров в учебных классах. Периодически сисадмины выясняли, что одной учеткой пользуются многие студенты, и эти учетки блокировались, но почти всегда удавалось добыть новую.
Однажды я сидел под такой учеткой в компьютерном классе, скачивал MIDI-файлы с аранжировками для оркестра "Азов-Джаз-Бэнд". В аудиторию зашли сисадмины-пятикурсники и выгнали меня, несмотря на мои протесты, что мне осталось 10 минут скачать еще 500 килобайт. Они даже не дали скопировать уже скачанное, на что я особенно сильно обиделся. Зайдя в одну из аудиторий, где шли занятия (такую аудиторию я выбирал намеренно, чтобы затеряться в толпе), и попросился за старый компьютер на Novell, которым в педагогических целях уже давно никто не пользовался, но сетевое подключение у него было. Через сеть я подключился к компьютерам в учебных классах и загрузил в папки автозапуска утилиту для логирования нажатых клавиш. После удалился и стал ждать.
Результат появился уже в тот же день. У меня были логи админов, все сетевые пути с их утилитами, все их сложные 20-30-символьные пароли, и главное - неограниченный доступ в Интернет.
Следующий эпизод произошел снова на делопроизводстве. Мы сидели на скучной практике, я уже давным-давно сделал все задания по методичке, и сидел в интернете по одному из собранных паролей. Людмила Леонидовна почуяла неладное и, особенно не тратя время на разборки, просто выключила рубильник класса, обесточив все компьютеры. И сразу после этого она позвала меня и сказала: "Вы тратите своё время на эти занятия, давайте Вы лучше сделаете нам общественное задание. Приходите к декану, он все расскажет".
Декан факультета информатизации и управления, доктор экономических наук, профессор Илья Рубенович Бугаян, вселявший ужас в некоторых преподавателей, потому что, будучи бизнесменом в прошлом, всегда говорил прямо, и на этот раз сразу перешел к делу. Факультет хотел сделать рекламный буклет, и им нужен был исполнитель. Конечно, я сразу согласился, поскольку это гарантировало зачет по делопроизводству, а верстать буклет куда интереснее.
Проект получился очень интересным: за основу мы брали информационную структуру буклета МЭСИ, но внесли и свои элементы. Я делал фотографии помещений и института, брал интервью и фотографировал знаменитых выпускников факультета, собирал информацию по специальностям. К сожалению, навыков дизайнера для создания эстетически безупречного буклета мне не хватило, а еще больше визуальная часть была испорчена тем, что для экономии печатали его на фабрике, печатающей этикетки для консервных банок (и огромные листы мелованной бумаги для печати формата А0 в здание "СЕВКАВНИПИАГРОПРОМ" мы заносили с деканом сами), но с информационной точки зрения продукт получился отличным.